Положение о конфликте интересов

УТВЕРЖДЕНО

Приказ генерального директора

ОАО «БАТЭ» — управляющая

компания холдинга

«Автокомпоненты»

от _____________.2014 № _____

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

в ОАО «БАТЭ» — управляющая компания холдинга «Автокомпоненты

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНЕИЯ

1.1. Настоящим Положением определяется перечень ситуаций потенциальных и реальных конфликтов интересов, общая профилактика конфликтов интересов, механизм поведения должностного лица в случае возникновения конфликта интересов, а также процедуры принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Положение предназначено для применения государственными должностными лицами и лицами, приравненными к государственным должностным лицам при организации и осуществлении повседневной деятельности предприятия.

Положение разработано в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, Уставом ОАО «БАТЭ» — управляющая компания холдинга «Автокомпоненты» (далее — Общество), локальными нормативными правовыми актами Общества.

1.2. Управление конфликтом интересов в Обществе строится на следующих принципах:

— обязательность раскрытия сведений о реальном и потенциальном конфликте интересов;

— индивидуальное рассмотрение, урегулирование и оценка репутационных и иных рисков Общества по каждому конфликту интересов;

— строгая конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и его урегулирования;

— соблюдение баланса интересов Общества и работника при урегулировании конфликта интересов;

— защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов.

1.3. В настоящем Положении применяются следующие основные термины и их определения:

· высшее руководство — генеральный директор, главный инженер, заместители генерального директора, директора по направлениям, помощники генерального директора, главный бухгалтер-начальник управления бухгалтерского учета;

· государственные должностные лица — лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов;

· документ — материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для ее передачи во времени и пространстве;

· имущественные интересы — реальная или потенциальная имущественная выгода — получение наличных или безналичных денежных средств, начисление дивидендов по акциям и процентов по банковским счетам, увеличение стоимости имеющегося в собственности движимого или недвижимого имущества, приобретение нового имущества, получение услуг имущественного характера и имущественных прав и т. п.;

· конфликт интересов — ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе);

· личный интерес — свойство субъекта, выступающее в качестве побудительного механизма познания и деятельности, подталкивающего данного индивида к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в любой сфере действительности, к преобразованию последней в соответствии со своими устремлениями, представлениями, целями, составляющее преимущественное содержание мыслей, речей, забот индивида, являющееся благом для него, удовлетворяющее его нужды, потребности и служащее ему на пользу;

· лица, приравненные к государственным должностным лицам — лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет менее 50 процентов, должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;

· неимущественные интересы — получение различных нематериальных благ в сфере здоровья, достоинства личности, личной неприкосновенности, чести и доброго имени, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны и др.;

· потенциальный конфликт интересов — ситуация, при которой должностное лицо в случае исполнения в будущем определенных служебных обязанностей может оказаться под влиянием личных интересов, что приведет к возникновению реального конфликта интересов;

· реальный конфликт интересов — ситуация, при которой должностное лицо фактически исполняет служебные обязанности, которые находятся в сфере влияния его личных интересов;

· руководство — высшее руководство, заместитель главного инженера по производству, начальники управлений;

· служебная записка — документ, содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса (просьбы, фактов) с выводами и предложениями автора, адресованный руководству предприятия или руководителю структурного подразделения.

1.4. В настоящем Положении используются следующие сокращения:

- КРО — контрольно-ревизионный отдел;

— СЭБ — служба экономической безопасности КРО;

— ГДЛ — государственное должностное лицо;

— ЛПГДЛ- лицо, приравненное к государственному должностному лицу.

1.5. Ответственность за соблюдение ГДЛ и ЛПГДЛ антикоррупционных ограничений и иных запретов и ограничений, связанных с занятием должностей ГДЛ и ЛПГДЛ несут сами ГДЛ, ЛПГДЛ, а также руководители структурных подразделений, в которых работают указанные лица.

1.6. Ответственность за:

1.6.1 своевременное оформление документов, содержащих перечень антикоррупционных ограничений (обязательства по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее по тексту — Закон)), несет кадровая служба Общества;

1.6.2 своевременное рассмотрение поступивших материалов о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов несет председатель комиссии по противодействию коррупции;

1.6.3 своевременность и полноту осуществления профилактических мероприятий по предотвращению возникновения конфликтов интересов несут руководители структурных подразделений, кадровая служба Общества;

1.6.4 учет подарков, получаемых ГДЛ в связи с исполнением служебных обязанностей (в том числе сувениров стоимостью свыше пяти базовых величин, получаемых ГДЛ на протокольных и иных официальных мероприятиях), несет УБУ.

1.7. Контроль за соблюдением ГДЛ антикоррупционных ограничений и иных запретов и ограничений, связанных с занятием должностей ГДЛ, осуществляют руководители структурных подразделений, комиссия по противодействию коррупции, кадровая служба Общества, СЭБ.

2. ПЕРЕЧЕНЬ СИТУАЦИЙ КОНФЛИКТОВ ИНТЕРЕСОВ.

2.1. Непосредственная служебная подчиненность или подконтрольность ГДЛ своему супругу (супруге), близкому родственнику или свойственнику.

2.2. Осуществление ГДЛ государственно-властных полномочий, контрольных, надзорных, лицензирующих функций в отношении организации, в уставном фонде которой у него имеется доля участия либо в которой учредителями, руководителем или главным бухгалтером являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники.

2.3. Наличие у ГДЛ доли участия в уставном фонде коммерческого предприятия либо близкого родства или свойства с учредителями, руководителем, главным бухгалтером этого предприятия, если это лицо принимает решение (участвует в принятии решения) о заключении с предприятием хозяйственного договора (например, является членом конкурсной комиссии, дает оценку соответствия конкурсного предложения техническому заданию, визирует проект договора и т. д.).

2.4. Наличие у ГДЛ, являющегося членом комиссии для проведения закупок за счет собственных средств, заинтересованности в результатах закупок:

— в случае подачи им предложения на участие в закупках;

— при вхождении его в состав органов управления потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения на участие в процедуре закупки;

— в случае возможности оказания на него влияния со стороны потенциальных поставщиков (подрядчики, исполнители), если он является участником, учредителем (собственником имущества) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

2.5. Выполнение ГДЛ иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой оно осуществляет либо может осуществлять государственно-властные полномочия, управленческие, контрольные, надзорные и иные служебные функции.

2.6. Выполнение ГДЛ функций представителя государства в органах управления хозяйственного общества, в уставном фонде которого оно имеет долю участия (в котором учредителями, руководителем или главным бухгалтером являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники).

2.7. Планируемое трудоустройство ГДЛ в организацию, в отношении которой это лицо принимает или может принимать решения по службе.

2.8. Принятие ГДЛ решения (согласование решения) о приеме на работу лица, которое является его супругом (супругой), близким родственником или свойственником.

2.9. Участие ГДЛ в аттестации работника, который является супругом (супругой), близким родственником или свойственником должностного лица.

3. ТРЕБОВАНИЯ К МЕРАМ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ.

3.1. С целью профилактики конфликта интересов для должностного лица, занимающего должность ГДЛ, установлены определенные ограничения.

ГДЛ не вправе осуществлять следующие действия:

3.1.1 занятие ГДЛ предпринимательской деятельностью;

3.1.2 оказание содействия супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности с использованием служебного положения;

3.1.3 представление интересов третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью организации, служащим (работником) которой является ГДЛ, либо подчиненной и (или) подконтрольной ей организации;

3.1.4 выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено законодательством Республики Беларусь;

3.1.5 участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

3.1.6 использование в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученную при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

3.1.7 нарушение в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию этих государственных должностных лиц.

3.2. С целью профилактики конфликта интересов в отношении ГДЛ предусматриваются следующие мероприятия.

3.2.1. Совершенствование организационно-кадровой структуры организации (ее обособленных и структурных подразделений) в целях исключения совместной работы лиц, состоящих в браке или находящихся в отношениях близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если данная работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из этих лиц другому.

3.2.2. Уточнение и оптимизация служебных обязанностей ГДЛ.

3..2.3. Установление эффективной системы контроля за исполнением ГДЛ своих служебных обязанностей, соблюдением предусмотренных законодательством запретов и ограничений.

3.2.4. Проведение просветительской работы, направленной на распространение знаний о конфликтах интересов, их возникновении, порядке их предотвращения и урегулирования.

3.2.4.1. Просветительская работа проводится работниками кадровой службы, СЭБ, комиссией по противодействию коррупции:

— до назначения на должность ГДЛ (в том числе в ходе профессиональной подготовки лиц, входящих в кадровые реестры, а также иных лиц, претендующих на занятие должности ГДЛ);

— при назначении на должность ГДЛ (при заключении трудового договора);

— в период работы в должности ГДЛ (в том числе при повышении квалификации).

3.2.4.2. В ходе просветительской работы осуществляются:

— вручение ГДЛ и лицу, претендующему на занятие должности ГДЛ, под роспись письменного обязательства по соблюдению ограничений, установленных ст. 17 Закона;

— вручение ГДЛ и лицу, претендующему на занятие должности ГДЛ, под роспись выдержек из нормативных правовых актов (ст. 1, 18-1, 20, 21 Закона и др.);

— ознакомление ГДЛ под роспись с кодексами профессиональной этики;

— ознакомление ГДЛ под роспись с перечнем ситуаций потенциального конфликта интересов;

— проведение лекций, семинаров, тренингов, консультаций;

— распространение листовок, памяток, письменных рекомендаций, других методологических материалов;

— размещение необходимой информации в средствах массовой информации, на информационных стендах, в локальных компьютерных сетях организаций.

3.2.5. Ведение системы обязательного учета подарков, получаемых ГДЛ в связи с исполнением служебных обязанностей (в том числе сувениров стоимостью до пяти базовых величин, получаемых ГДЛ на протокольных и иных официальных мероприятиях).

3.2.6. Заблаговременное предоставление членам коллегиальных органов повестки дня заседания в целях обнаружения ими потенциальных конфликтов интересов с их участием.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

4.1. Обязанности по предотвращению и урегулированию конкретных конфликтов интересов возлагаются на самих ГДЛ — участников конфликтов, начальников структурных подразделений, работников кадрового аппарата, комиссию по противодействию коррупции.

4.2. Сведения о конфликтах интересов с участием конкретных ГДЛ могут быть получены:

— от самих ГДЛ, руководителей их структурных подразделений;

— из обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации;

— в результате совместного анализа имеющихся сведений о личных интересах должностного лица и выполняемых им служебных обязанностях;

— из других источников.

4.3. Комиссия по противодействию коррупции осуществляет координацию деятельности по выявлению конфликтов интересов.

4.4. ГДЛ самостоятельно устанавливает наличие признаков реального или потенциального конфликта интересов и незамедлительно служебной запиской уведомляет своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого находится (начальника структурного подразделения, заместителя руководителя организации и т. д.), о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов.

4.4.1. ГДЛ при уведомлении о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов вправе в служебной записке заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), вызывающих или могущих вызвать возникновение конфликта интересов.

4.5. Руководители структурных подразделений, председатель комиссии по противодействию коррупции, работники кадрового аппарата при выявлении наличия признаков реального или потенциального конфликта интересов незамедлительно служебной запиской уведомляют высшее руководство о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов.

4.5.1. В служебной записке подробно указывается суть конфликта интересов, причина и время его возникновения, отношение ГДЛ к возникновению конфликта интересов (субъективные и объективные факторы), значимость конфликта интересов.

4.6. Непосредственный руководитель ГДЛ по получении служебной записки о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов:

— регистрирует полученную служебную записку в Журнале учета сообщений о возникновении конфликтов интересов, находящемся в канцелярии (форма в Приложении 1), в установленном порядке;

— в случае необходимости отклоняет заявленный ГДЛ самоотвод и письменно обязывает его совершить соответствующие действия по службе (работе);

— доводит служебной запиской до сведения генерального директора (главного инженера) о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного ГДЛ самоотвода, к служебной записке приобщает служебную записку ГДЛ и дополнительные материалы, характеризующие суть конфликта интересов.

4.7. Генеральный директор по получении материалов о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов принимает незамедлительное решение о его предотвращении (урегулировании), либо, при необходимости, направляет материал для проведения дополнительной проверки в комиссию по противодействию коррупции.

4.8. Комиссия по противодействию коррупции в 3-хдневный срок проводит необходимые проверочные мероприятия, после чего направляет материал со своими рекомендациями на имя генерального директора.

5 ПОРЯДОК ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИЛИ УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

5.1. Окончательное решение о порядке предотвращения или урегулирования конфликта интересов принимает генеральный директор (главный инженер) следующим образом.

5.1.1. Вручение ГДЛ письменных рекомендаций о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

5.1.2. Отстранение ГДЛ от совершения действий по службе (работе), вызывающих или могущих вызвать у него конфликт интересов:

— исключение ГДЛ из состава комиссии или рабочей группы;

— запрещение ГДЛ принимать участие в голосовании, сохранив право на участие в обсуждении;

— запрещение визирования конкретного документа, поручив это другому должностному лицу;

— временно, на период урегулирования конфликта интересов, ограничение ГДЛ доступа к определенным сведениям и др.

5.1.3. Перевод ГДЛ в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать возникновение конфликта интересов, на другую равнозначную должность.

5.1.4. Внесение изменений (постоянных или временных) в должностные обязанности ГДЛ в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе возможность исполнения на новом рабочем месте прежних должностных обязанностей.

5.1.5. Принятие иных мер, в соответствии законодательством Республики Беларусь.

5.2. В целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов ГДЛ вносится предложение:

— отказаться от выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов;

— отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы;

— уволиться по соглашению сторон, если конфликт интересов носит постоянный и неустранимый характер.

5.3. В случае отказа ГДЛ от принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, он подлежит перемещению на иную должность (при наличии таковой), устраняющую действие конфликта интересов или же подлежит увольнению в соответствии с трудовым законодательством.