Материал 10

В соответствии с буквой Закона (10) (Газета "Трибуна" от 12.04.2013 № 14 (1743)

Палатой представителей Республики Беларусь во втором чтении принят Закон Республики Беларусь от 5 января 2013 года

«О коммерческой тайне» (№ 16-З)

11 июля 2013 года вступит в силу Закон Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-3 «О коммерческой тайне» (далее — Закон).

Необходимость принятия специального закона, посвященного правовой охране коммерческой тайны, была обусловлена тем, что действовавшее законодательство Республики Беларусь в силу присущих ему пробелов и внутренних противоречий не позволяло обеспечить эффективную защиту интересов лиц, обладающих конфиденциальной информацией, имеющей значение для осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы охраны коммерческой тайны, до настоящего времени являлось постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670 ”Об утверждении Положения о коммерческой тайне“. Однако данное постановление в настоящее время практически не применяется в связи с тем, что его нормы не соответствуют положениям Гражданского кодекса Республики Беларусь, относящимся к охране нераскрытой информации.

Принятый Закон призван обеспечить комплексное правовое регулирование общественных отношений в сфере охраны коммерческой тайны. В частности, в Законе:

— закреплен механизм предоставления правовой охраны сведениям, составляющим коммерческую тайну;

— определен порядок доступа третьих лиц к таким сведениям;

— установлены обязательства по соблюдению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну;

— включены некоторые новеллы в сфере регулирования отношений, возникающих в связи с установлением, изменением и отменой режима коммерческой тайны, а также в связи с правовой охраной коммерческой тайны.

Категория «коммерческая тайна» настолько универсальна, что затрагивает деятельность практически любого участника хозяйственных отношений. Излишне говорить о том, какое значение имеет обладание информацией, позволяющей лицу увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ или услуг либо получить иную коммерческую выгоду. Стоит лишь сказать о том, что использование такой информации в качестве конкурентного преимущества возможно лишь при условии сохранения этой информации в режиме тайны. И задача законодателя при подготовке и принятии Закона состояла в том, чтобы предоставить субъектам хозяйствования простой и эффективный правовой механизм, позволяющий решить эту задачу. И данная задача принятием указанного Закона выполнена.

Принятый Закон:

— определяет понятие «коммерческая тайна» и обозначает его связь с системой объектов гражданских прав;

— определяет требования, которым должны соответствовать сведения, охраняемые в режиме коммерческой тайны;

— определяет категории сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну;

— определяет порядок установления в отношении определенных сведений режима коммерческой тайны;

— определяет права владельца коммерческой тайны;

— регулирует отношения, связанные с доступом третьих лиц к коммерческой тайне, в том числе при предоставлении доступа с согласия владельца коммерческой тайны, а также по требованию государственных органов и иных лиц, наделенных правом получения информации, охраняемой как коммерческая тайна;

— регулирует отношения, возникающие между владельцем коммерческой тайны и его работниками, в том числе определить объем ответственности работников за разглашение коммерческой тайны;

— определяет особенности гражданско-правовой защиты коммерческой тайны.

Круг лиц, участвующих в регулируемых Законом отношениях, достаточно широк. При этом в качестве основных участников выступают:

1) владельцы коммерческой тайны;

2) контрагенты владельцев коммерческой тайны;

3) работники — т. е. лица, состоящие в трудовых отношениях с владельцем коммерческой тайны или его контрагентом;

4) государственные органы и иные лица, имеющие право требовать предоставления им доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну.

Закон впервые дает определение таким понятиям, как:

— режим коммерческой тайны;

— доступ к коммерческой тайне;

— разглашение коммерческой тайны

Так, согласно статьи 5 Закона режим коммерческой тайны может быть установлен в отношении сведений, которые одновременно соответствуют следующим требованиям:

— не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями;

— имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам;

— не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

— не отнесены в установленном порядке к государственным секретам.

То есть, в режиме коммерческой тайны могут охраняться сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), соответствующие установленным Законом требованиям, в отношении которых лицом, правомерно обладающим указанными сведениями, этот режим установлен.

Принципиальным новшеством является то, что в Законе используется критерий относительной неизвестности и недоступности информации, составляющей коммерческую тайну, при этом использование понятия «круг лиц, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями» может ограничить круг этих лиц субъектами, находящимися в конкурентных отношениях с владельцем коммерческой тайны.

Согласно статьи 4 Закона правовая охрана коммерческой тайны возникает с момента установления в отношении сведений режима коммерческой тайны и действует до тех пор, пока эти сведения соответствуют условиям охраноспособности и действует установленный режим коммерческой тайны.

Начальник СЭБ Г. А.  Морозов